Чаще всего родители стараются оградить своих детей от осознания смерти. Смерть - это своего рода табуированная тема, мы не говорим о ней, хотя чувствуем, что она вездесуща.
Исследования показывают, что дети рано встречаются с темой смерти и, как следствие, начинают опасаться за себя и своих близких.
Родители избегают слова, которые означают это, и дают детям неверную информацию, отрицая наличие смерти, рассказывают детям о небесах, ангелах, уходящих и засыпающих.
Современная культура практически не дает родителям руководящих принципов, которыми они могли бы следовать, говоря со своими детьми о смерти. Родители предоставлены сами себе и должны сами решать, чему учить своих детей. Ребенок часто получает непонятную информацию, видит и чувствует неуверенность и опасения родителей, причем информация родителей, скорее всего, противоречит информации, полученной из окружающей среды.
1. ДЕТИ ЗНАЮТ О СМЕРТИ.
Исследования показывают, что дети рано начинают осознавать смерть и опасаются за свою жизнь и жизнь своих близких. Они испытывают сильное беспокойство, и помочь детям справиться с ним - важная задача родителей. Смерть - естественная часть жизни, и дети сталкиваются с ней, когда видят, например, мертвое насекомое или птицу, людей, переживающих смерть домашнего питомца. Бегая в магазин, чтобы заменить умершего питомца похожей по внешним характеристикам кошкой или морской свинкой, родители создают картинку нереального мира для ребенка и лишают его возможности наблюдать и понимать феномен смерти. Утрачивается возможность для ребенка привыкнуть к смерти.
Утрата и смерть всегда болезненны, и, искажая реальность и делая вид, что ее не существует, родители нисколько не уменьшаем детскую боль. После смерти питомца малышу будет грустно, но он постепенно восстановит равновесие и сможет полюбить нового. Не нужно обманывать его и заставлять видеть другое похожее не прежнего питомца животное. Лучше организовать похороны, и отгоревать по любимому существу.
Как и взрослому, ребенку необходим период горя и скорби после потери любимого человека, животного. Важно, чтобы они могли выражать свои чувства, и чтобы взрослый давал им чувство безопасности, помогая им понять, что произошло.
2. ЭВФЕМИЗМЫ: ПОЧЕМУ ИХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ?
Смерть лучше всего объяснять неспособностью человека выполнять известные ему жизненные функции, например, неспособность дышать, двигаться, смотреть, думать или чувствовать.
Стоит подчеркнуть, что простая болезнь не приводит к летальному исходу. Слова «заболел и умер» могут убедить уязвимого маленького малыша в том, что любая болезнь приводит к смерти. Ребенок может быть напуган, когда он или она заболеет, или когда кто-то из его окружения заболеет. Также следует подчеркнуть, что больные обращаются в больницу лечиться. Сказание «пошел в больницу умирать» может вызвать пугающие фантазии о функциях и важности больниц.
Родители вводят детей в заблуждение, используя эвфемизмы для описания смерти. Такие выражения, как «она ушла от нас», «мы потеряли ее», непонятны и раздражают ребенка, который думает, что, если она умерла, может быть, она вернется, может быть, ее можно будет искать.
Лучше использовать ясные и прямые выражения и избегать эвфемизмов.
3. ГНЕВ, ПЕЧАЛЬ, ВИНА.
Дети могут чувствовать себя виноватыми из-за чьей-либо смерти. Бывает, что раньше они ссорились с умершим или злились на него. После его смерти они могут поверить, что их гнев стал причиной смерти. Они верят, что их дурные желания и гнев могут убить. Им нужны заверения в том, что это не так, что это не их вина, и что они ничего не могут с этим поделать.
Взрослому нужно убедить детей в том, что их чувства максимально нормальны, облегчая чувство вины.
4. ПРОЩАНИЕ И ВОСПОМИНАНИЯ.
Ребенку можно позволить видеть больного и прощаться с ним, тем самым он будет понимать, что у него есть время, когда он может что-то него сделать для умирающего человека. Это поможет ребенку проявить любовь и позволит ему привыкнуть к реальности болезни и смерти. Это также может помочь проявить естественные эмоции, оплакивая чью-то смерть.
Воспоминание об умершем после его смерти также необходимо ребенку, потому что в процессе оплакивания человек чувствует необходимость долго думать и говорить об умершем человеке, прежде чем смириться с потерей. Этими ощущениями стоит поделиться с детьми. Если скрывать от детей подобные чувства и разговоры - это может напугать ребенка и вызвать страшные фантазии на этот счет.
Важно быть максимально честными с ребенком и поговорить с ребенком на данную тему. Он замечает и угадывает так много вещей, и страх фантазий о смерти и ее причинах гораздо больше, чем адекватное понимание данного естественного процесса в жизни людей.